В гостях у Factory Five. Как производят самые популярные кит-кары в мире

По определению, кит-кар (kit car) это набор для самостоятельной сборки автомобиля. Но ведь наборы тоже кто-то изготавливает? Для того, чтобы посмотреть на процесс своими глазами, я отправился на фабрику Factory Five Racing — пожалуй, ныне самой известной и точно самой крупной в мире компании, производящей целый ассортимент кит-каров.

Весь ассортимент продукции Factory Five Racing

Factory Five Racing (или сокращённо FFR) основал в 1995 году американец Дэйв Смит, остающийся поныне бессменным президентом и движущей силой компании. Для него это стало отчасти возвратом к семейным традициям — прапрадед Дэйва иммигрировал в Америку в конце XIX века, будучи кузнецом и продолжал работать по специальности на своей новой родине, но как раз наступление эры автомобилей сделало кузнецов устаревшей профессией, так что он советовал своим шести сыновьям не продолжать это дело. Как говорит Дэйв, тяга к производству чего-то значимого осталась семейной чертой. И оказалось, что её разделяют многие! Factory Five стремится не просто продавать наборы для сборки, а сотрудничать и строить отношения со своими клиентами примерно в том духе, в котором это раньше делали Harley-Davidson. Такая позиция в сочетании с высоким качеством продуктов и стала основой репутации компании и ее успеха: они продали уже свыше 12000 машинокомплектов для сборки и продолжают наращивать ассортимент. C 2004 года Factory Five является крупнейшим в мире производителем кит-каров.

По американской традиции, частный бизнес начинается в личном гараже владельца, но Factory Five давным-давно переросли этот уровень. Сейчас у компании около 40 сотрудников, а производственная база занимает площадь 5800 кв.м на окраине городка Вэрхэм (Wareham, MA) в штате Массачусетс — в часе езды на юг от Бостона и прямо возле въезда на мыс Кейп-Код. Кстати, расположение неслучайно. Если традиционный автопром ассоциируется с Детройтом, а индустрия тюнинга концентрируется в Калифорнии, то северо-восточная часть США, именуемая Новой Англией (куда входит и Массачусетс) веками славится именно квалифицированной рабочей силой, высокой культурой производства и, можно даже сказать, искусными мастерами — потомками таких же иммигрантов из Европы, как прадед Дэйва Смита.

Огромное здание Factory Five и Toyota Tacoma на переднем плане — мой транспорт в США. А еще почти вся крыша покрыта солнечными батареями и фабрика полностью обеспечивает себя энергией (180 кВт)

Культура и технологичность. Эти два слова отличают Factory Five от большинства производителей кит-каров. Вся эта отрасль выросла из двух дизайнов ещё в 1960-х годах: копий Lotus Seven в Европе и пляжным багги на базе VW Beetle в США (о Брюсе Мейере и его Meyer Manx следует рассказать отдельно). Затем, в число культовых реплик стремительно вошла Shelby Cobra, которая ныне и является самым узнаваемым кит-каром в мире. Так вот, к середине 90-х мировой рынок клонов 427 Cobra и 289 Cobra делился на два принципиально разных сегмента — очень дорогие готовые аутентичные реплики оригинала или же дешёвые наборы для самостоятельной сборки. Проблемой первых была и остаётся недоступность по цене. Проблемой вторых — "гаражное" качество и отсутствие расчетов при разработке и, как следствие — реальные характеристики машин оставляли желать лучшего. Да, внешне такой клон был похож на классику гоночных авто, но ни о каких настоящих гонках речи быть не могло…

Молодой Дэйв Смит изучал компьютерное моделирование (CAD/CAM) в институте и затем работал по этой специальности в Калифорнии, поэтому ему и пришла идея использовать эти технологии для проектирования реплики Cobra. А в самом производстве по максимуму применять станки с ЧПУ и лазерную резку. И хотя Дэйв охотно делился своим видением такого цифрового будущего для киткаростроения, его тогдашние конкуренты недоумевали, зачем молодая компания Factory Five переплачивает вдвое за те же самые детали, которые можно изготовлять без применения новых технологий… Но, как оказалось, раннее внедрение этих методов дало Смиту несколько лет форы, а разработанное на компьютере шасси было жёстче и надёжнее даже оригинала AC/Shelby, не говоря о кустарных поделках других реплик того времени. Ещё одна инновация: абсолютно все необходимые детали и агрегаты для доукомплектации можно было снять с одной машины, причем достаточно современной — популярного и доступного Ford Mustang GT (с 1987 года). Весьма оправданно, ведь оригинал использовал двигатель V8 и КПП именно от Ford. А еще потому, что Mustang GT с мотором 5.0 HO сам по себе был очень удачной и тюнингопригодной машиной, а в лёгком шасси Factory Five эти агрегаты получали особую возможность проявить себя. Причем набор для сборки предлагался за $9900. Кроме него, нужно было снять с донора Mustang GT двигатель, трансмиссию, задний мост, тормоза, рычаги подвески, рулевую колонку и рейку, бензобак и радиатор. Всё. Оставалось только собрать набор (что вполне возможно в гаражных условиях), поставить его на колеса и покрасить готовый продукт.

По сути, тогда FFR смогли вернуть реальную спортивность для реплики Shelby Cobra. Вернее, для FFR Roadster — конечно же, ни один уважающий себя производитель реплик не может назвать свои авто "Shelby Cobra" и оснастить оригинальными эмблемами потому, что это зарегистрированные торговые марки, принадлежащие их владельцам, о чем часто "забывают" нечистоплотные гаражные Кулибины! Что же касается общей формы машин, то известный своей страстью к искам Кэрролл Шелби подавал в суд на Factory Five дважды, в 2002 и 2008 годах, но оба раза проигрывал.

Демонстрационный образец Factory Five Mk4 Roadster в разрезе показывает и кузов, и шасси

Сейчас Roadster производится уже в четвертом поколении (Mk4, с 2010 года) и в трёх вариантах — классическом с внешностью 427 Cobra, версии 289 FIA/USRRC с дизайном от 289 Cobra, а также чисто гоночном Mk4 Challenge. С годами к нему добавились ещё четыре модели:
— Type 65 Coupe (реплика Shelby Daytona Coupe)
— ’33 Hot Rod (идейная копия Ford 1933 года)
— GTM (среднемоторный суперкар с агрегатами Corvette)
— 818 (среднемоторный спорткар с агрегатами Subaru WRX)
Новинкой 2019 года обещает стать GTF: шасси Type 65 Coupe с кузовом собственного дизайна Factory Five, способным конкурировать с современными суперкарами и внешне, и по динамике. Готовый набор планируют показать в октябре на выставке SEMA 2019, причем Дэйв Смит обещает вновь совершить революцию в индустрии кит-каров, так как матрицы кузова производятся без применения ручного труда (все остальные модели на рынке следуют технологиям, по сути неизменным с 1960-х годов).

Путешествующие в одиночку поймут, как сложно бывает получить собственные фотографии из мест, где побывал. К счастью, ресепшионистка FFR была столь любезна, что сфоткала меня, пока я ждал тур

Все производство Factory Five находится в одном месте и компания не прибегает к услугам азиатских подрядчиков, хотя это и могло бы удешевить продукт. Так что, посетив фабрику в Вэрхэме я увидел весь процесс изготовления кит-каров от начала до конца. Посетителей встречает шоу-рум, в котором стоят все основные варианты машин Factory Five. Пока я ждал своего гида, который должен был провести экскурсию, я успел вдумчиво осмотреть и посидеть во всех.

Factory Five Mk4 Roadster на переднем плане

Factory Five Mk4 Roadster очень точно передает ощущения от оригинальных Shelby 427 Cobra, но современные технологии, материалы и детали делают его "под кожей" вполне современным. Цена не слишком изменилась за эти годы: $12990 за базовый набор, требующий донора Mustang. Если донора нет, или же хочется собрать машину полностью из новых деталей, то Complete Kit (всё, кроме двигателя, КПП, колес и краски) обойдется в $19990. Совершенно необязательно использовать старый двигатель от Mustang: под капотом Mk4 Roadster уместится и новый Ford 5.0 Coyote или 5.2 Voodoo, и классический биг-блок. То же касается и подвески (в качестве опции есть независимый задний мост от нынешнего Mustang), и тормозов (в наличии разные наборы производства Wilwood). Конечно, все это удорожит машину, но ведь к строительству кит-каров приходят люди с разными бюджетами проекта. Кстати, для тех, кто намеревается по-настоящему участвовать в гонках, предназначен Factory Five Mk4 Challenge Series Racer с полноценным каркасом, усиленным шасси и многочисленными доработками относительно дорожной версии (базовый набор стоит $14990). Интересно, что не только владельцы аутентичных Cobra, но даже некоторые гонщики, выступавшие на оригинальных Shelby Cobra, например Боб Бондурант и Дик Смит, с удовольствием приобрели себе кит-кары от Factory Five для участия в гонках — чтобы не выступать на оригинале с ценой под миллион долларов.

Factory Five 289 FIA/USRRC Roadster слева и Factory Five Type 65 Gen 3 Coupe-R справа

Factory Five 289 FIA/USRRC Roadster, по их собственным словам, это "сабля по сравнению с мечом Mk4". Машина является точной и соответствующей периоду репликой конкретного экземпляра Shelby 289 Cobra (CSX 2260). Шасси Mk4 было уменьшено для соответствия габаритам оригинала Shelby, а в целом модель предлагается только в виде полного набора за $21990, без "базового" варианта.

Factory Five Type 65 Gen 3 Coupe-R

Factory Five Type 65 Coupe. Вот ради этой машины, в первую очередь, я и ехал в Вэрхэм. Это реплика легендарной Shelby Daytona Coupe — машины, произведенной всего в 6 экземплярах, но принесшей Кэрроллу Шелби победу в мировом чемпионате FIA 1965 года. Оригинал ныне стоит порядка $10-15 миллионов, в то время как базовый кит-кар от FFR можно приобрести за $16990 (или в виде полного набора без двигателя и КПП за $21990). Интересно, что в то время, как Daytona Coupe базировалась на обычном Shelby Cobra, шасси у Type 65 своё. Вернее, с начала производства Type 65 в 2000 году это была доработанная рама Mk4, но с 2017 года выпускается третье поколение (Type 65 Gen 3) с абсолютно новой пространственной рамой. В шоуруме FFR была представлена ещё более радикальная версия Type 65 Gen 3 Coupe-R с усиленной рамой, 580-сильным V8 и, сюрприз-сюрприз — весьма современно выглядящим аэродинамическим обвесом! Говорят, в оригинальную Daytona Coupe было очень тяжело садиться и выходить, но Factory Five сделали Type 65 комфортнее. Возможно, это так, но втискиваясь в Coupe-R я все равно ощутил себя улиткой, заползающей назад в свою ракушку… Впрочем, на гоночной трассе это имеет мало значения.
Интересный факт: в середине 2000-х на базе первого поколения Type 65, компания предлагала родстер под названием Spyder GT. Но, эта модель, что называется, "не пошла" — видимо, почти все клиенты, желающие купить родстер с дизайном Shelby, выбирали обычный FFR Roadster. Так что было произведено всего 48 штук FFR Spyder GT и до сих пор это единственный кузов, от которого Factory Five полностью отказались, а все остальные модели лишь эволюционируют. Тогда же его производством пожертвовали ради начала выпуска модели GTM.

Factory Five 33 Hot Rod в кузове пикап прямиком с SEMA

Factory Five ’33 Hot Rod предлагается в виде купе и родстера, но для демонстрации в салоне оставили машину, построенную для выставки SEMA — маленький пикап в том же дизайне. Сам Дэйв Смит был очень долго против идеи выпускать хот-род, так как вся концепция Factory Five Racing концентрируется вокруг улучшения динамических характеристик путем использования современных технологий в кит-карах. А культура хотроддинга обычно предполагает антикварное шасси, вплоть до зависимой передней подвески, но на котором стоит кузов, отражающий индивидуальность владельца. Однако, предложенный журналом Hot Rod в 2004 году концепт "гоночного хот-рода" заставил Factory Five думать в этом направлении и через 4 года они представили свой продукт: современная пространственная рама, место под практически любые агрегаты GM или Ford, задняя подвеска от Mk4 с возможностью установить независимую от Mustang 2015 года и пластиковый кузов, который можно заказать в разных комплектациях (например, без крыльев и капота для стиля а-ля highboy). По итогу, журнал Hot Rod даже рискнул провести сравнительный тест Factory Five ’33 против Lamborghini на треке, чтобы подчеркнуть уникальность этого классического хот-рода, способного действительно участвовать в гонках. Интересно, что этот кит-кар отличается подходом к набору: FFR предлагает его или единым комплектом за $19990, или двумя наборами по $9990. В первый входит шасси, а во второй — кузов. Таким образом, покупатель может растянуть оплату на время сборки, если собирается делать его неспешно. С 2016 года предлагается вариант с полностью стальным кузовом, что соответствует традициям хотроддинга. А с 2018 года появилось второе поколение ’33 Hot Rod с улучшенной рамой.

Factory Five 818C

Компактный спорткар Factory Five 818 един в трёх лицах: 818S (родстер), 818C (купе) и 818R (гоночный спайдер). Сам индекс 818 означает массу в килограммах и проектируя машину, FFR старались сделать её предельно лёгкой для лучшей динамики. Весьма изобретательно, 818 имеет среднемоторную компоновку и задний привод, но при этом двигатель и КПП без изменений используется от переднемоторной полноприводной Subaru Impreza/WRX/STI 2002-2007 годов! Такой выбор агрегатов сделан потому, что эти Subaru доступны по всему миру, а Factory Five таким образом расширяют свои международные продажи. К тому же, базовый набор 818S стоит всего $9990 и является самым доступным продуктом компании. За гоночную версию 818R придется доплатить ещё $1000, а купе 818C закономерно стоит ещё дороже — $12990. Первые 818 были собраны в 2013 году, а через пару лет компания переработала дизайн передней части и теперь продает рестайлинговые комплекты.

Factory Five GTM. Этот экземпляр участвовал в SEMA на стенде KONI

Наконец, великий и ужасный Factory Five GTM. Существование этой машины ставит FFR в один ряд с Saleen, Mosler и Vector, как независимого американского производителя суперкаров. Но также и выделяет из общего списка, ведь GTM, как и прочие машины Factory Five, продается в виде кит-кара для самостоятельной сборки. Цена набора составляет $24990. Помимо этого, придется купить достаточно длинный список деталей от Chevrolet Corvette 1997-2004 годов (рычаги подвески, тормоза, рулевой механизм, радиатор, бензобак, зеркала, дверные ручки и т.п.), добавить любой двигатель V8 семейства Chevrolet LSx и поперечную коробку передач типа Porsche G50. В результате получается среднемоторная машина с дизайном из 2000-х годов (поскольку производство началось в 2006 году), но безапелляционно идентифицируемая, как суперкар. И с соответствующей динамикой: например, с 505-сильным LS7 под капотом Factory Five GTM разгоняется до 100 км/ч за 3,0 секунды ровно и проходит 1/4 мили за 11,0 секунд. Это лучше, чем у таких монстров уже прошедших времен, как Dodge Viper ACR, Porsche Carrera GT или Saleen S7 Twin-Turbo, стоящих в несколько раз дороже. Правда, по меркам суперкаров 2019 года, эти цифры уже несколько блекнут, так что очень интересно будет увидеть, на что способен грядущий флагман Factory Five GTF. Впрочем, как подметили в журнале Car & Driver, "лучшая особенность GTM в том, что после унижения именитых машин на треке, его хозяин может ещё и похвастаться тем, что другим недоступно — что он сам его собрал". Кстати, даже с появлением GTF, компания не намерена завершать выпуск GTM.

Наконец, когда я уже обсмотрел и отфотографировал все экспонаты шоурума, пришел мой экскурсовод и мы отправились вглубь здания фабрики.

Нас встречает аккуратное складское помещение

Пожалуй, обязательное фото для посещения Factory Five — стеллаж, где как модельки стоят кузова Mk4 Roadster

Тут же рядом хранятся еще несколько заводских экземпляров готовых машин. Например, этот гоночный Factory Five 818R

Одна из особенностей конструкции всех Factory Five: в отличие от многих кит-каров с полностью пластиковым кузовом и простенькой рамой, их машины никогда не используют пластик в качестве основы — для этого применяются алюминиевые панели

Изготовление пластиковых деталей по матрицам выглядит вполне обычно. Так могут и в гаражах, технология нехитрая

Разве что покрасочный цех побольше… Вернее, не совсем покрасочный: все кузова FFR традиционно поставляются с покрытием гелькоутом красного цвета, которое, разумеется, нужно еще красить

Три кузова: Type 65, 818C и Mk4 Roadster в процессе сборки

Часть сектора производства шасси

Все рамы варятся здесь же, на специально подготовленных стапелях, проходят многоэтапный контроль качества и отгружаются клиентам в готовом виде — самому варить ничего не придется, машину можно собрать обычным инструментом

А вот такого в гаражах не увидеть: огромный станок Mitsubishi, на котором вырезают детали. Некоторые по-прежнему делают это ручными плазменными резаками, но у Дэйва Смита было понимание, как надо и как не надо создавать кит-кары. Поэтому его компания — мировой лидер отрасли, а многие прочие так и не выбрались из гаражей

Скажу честно: после визита к Factory Five Racing мое личное отношение к кит-карам сильно изменилось. С одной стороны, я раньше сталкивался только или с машинами кустарного местного производства, или с достаточно убогими наборами из Европы (например, типично английской комбинации кузова Shelby Cobra с агрегатами Ford… Но Scorpio, а не Mustang GT). В этом плане я был абсолютно восхищён теми качествами, которые я увидел у Factory Five: культурой и технологичностью. С точки зрения механики, эти наборы находятся на уровне серийных автомобилей, без всяких компромиссов. Вернее, пожалуй, на уровне серийных гоночных автомобилей. В чём оказалась и загвоздка.
Дело в том, что для меня лично автомобиль — это не только двигатель и подвеска. Это ещё и эргономика, и дизайн интерьера, и определенный комфорт. Я (пока) не пришел к желанию иметь отдельный гоночный болид для трека (вернее, я отошёл от него после опыта с драговым Ford Mustang GT, главный вопрос с которым у меня был "а как же нормально доехать до трассы?"), а во всех остальных применениях динамика — не единственный важный показатель. До поездки к Factory Five у меня был Ford Mustang Cobra 1980 года под проект, из которого я думал собрать или Mk4 Roadster, или Type 65 Coupe (особенно его, так как я обожаю дизайн Shelby Daytona). Но, перепробовав даже все пять дизайнов FFR я просто понял — при их отменном качестве, сам кит-кар, как таковой, это "не моё". Даже суперкары вроде Lamborghini более практичны в вопросах посадки и высадки, перевозки кое-какого багажа и пассажира, а их салоны столь же эстетичны и функциональны, как и внешний вид. Ведь именно внутри машины хозяин проводит все время езды! Увы, кит-карам это пока недоступно, хотя похожий пример успеха есть, пусть и за совершенно другие деньги — тюнинг-компании вроде Ring Brothers делают феноменальные интерьеры для проектов в стиле Pro-Touring.

В итоге, вскоре после посещения Factory Five Racing я продал свой Mustang Cobra, а бюджет покупки Type 65 Coupe потратил на Cadillac ATS Coupe и ни о чем не жалею. Да, ATS никогда не будет столь же быстрым, но в моей личной системе автомобильных ценностей такой выбор оказался гораздо более интересным. Возможно когда-нибудь, когда мне захочется все же реализовать амбицию "собрать автомобиль в гараже", я ещё стану клиентом Factory Five. Особенно, если к тому моменту Дэйв Смит и его инженеры уже смогут придумать, как довести интерьер и эргономику кит-кара до уровня серийных машин (подсказка: 3D-принтеры становятся все более доступны). Но для тех, кто ищет бескомпромиссного единения с дорогой и мотором, для энтузиастов чистой динамики, готовых закрыть глаза на специфику кит-каров — пожалуй, в мире нет лучшего выбора, чем набор от Factory Five Racing. Причём, это не только мое мнение и даже не столько мое мнение, сколько позиция профессионалов. Компания получила множество наград от профильной прессы, их кит-кары уже 15 лет — самые продаваемые в мире… Все равно не верите? Спросите легенду американского автопрома Боба Лутца, который никогда не лезет за словом в карман и бывает весьма резок в суждениях: "Из всех компаний, производящих реплики Cobra, я считаю Factory Five самой успешной и самой благонадежной. Если вы хотите купить реплику, то, пожалуй, вам стоит обратиться в Factory Five". Пожалуй, на этом можно и закончить.

Читайте также другие мои репортажи из автомобильно-значимых мест США:
Автошоу на Кейп-Коде в честь Father’s Day
Как работают типичные авторазборки в США
SummitRacing.com в реальной жизни — экскурсия по Super Store в Атланте
Визит в NATMUS — маловато, как для "Национального автомузея США"…
Дом классики Auburn-Cord-Duesenberg Museum в Индиане
Музей NASCAR Hall of Fame в Шарлотте
Carvana — автомат, торгующий б/у машинами
В гостях у Lingenfelter Performance Engineering
Indianapolis Motor Speedway и история Indy 500
Мекка корветоводов — National Corvette Museum
Holley LS Fest 2015 — ежегодный праздник моторов LSx
Музей Dukes of Hazzard в Нэшвилле

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.