Город Ош — Кладбище советских самолётов

Южная столица Киргизии. Что можно делать в городе, название которого переводится как "плов"? Отправиться в столовую? Обязательно. Но, признаться, интересовало нас совершенно другое место…

В прошлой части я рассказывал, что мы пару дней катались по величественной Алайской долине, но лето стремительно заканчивалось, так что надо было спускаться вниз с предгорий Памира. В посёлке Сары-Таш — последнем оплоте цивилизации в тех краях, где сходятся воедино дороги, ведущие в Таджикистан, Китай, на Памир и в южную столицу Киргизии — несколько дней назад закончилась солярка. Все ждали бензовоза, который почему-то никак не приезжал. А стрелка на приборной панели тактично намекала, что ещё вот-вот — и загорится лампочка. И хотя дорога после перевала практически всё время идёт под горку, "высушить" дизельный мотор, находясь вместе с семьёй на трассе "посередине нигде", в мои планы определённо не входило.

2. Так что пришлось искать спасения у местных жителей. Продавец магазина на перекрёстке вынес нам воронку и две баклажки с дизтопливом. По его словам — наливал их на заправке. Цена — 50 рублей за литр, хочешь — бери, не хочешь — езжай дальше. По запаху вроде бы самая обыкновенная солярка, так что пришлось рискнуть. Судя по пятнам на асфальте, заправляются у него регулярно.

3. До Оша каких-то 180 километров горных дорог. Теперь уж точно доедем! На выезде из посёлка остановились набрать воды в баки нашего домика на колёсах. Пока я возился с канистрами, рядом припарковались ребята на праворульном кемпере с британскими номерами. Она из Англии, он из Франции, оба в пути уже 11 месяцев. Две недели ехали по России от Санкт-Петербурга до Красноярска, наша страна им очень понравилась! На Памир не собираются, так как знают, что там плохая дорога, а у них заднеприводный бус и скромный клиренс.

Мы, в свою очередь, "похвастались" им, что в пути уже целых две с половиной недели (достижение, ага…), зато впереди у нас ещё минимум ДВА МЕСЯЦА дорог и странствий. И вот пока вместе болтали, мимо нас к заправке проехал долгожданный бензовоз… ¯_(ツ)_/¯

4. Но топливо нам уже не нужно, а раз так, то решаем стартовать в Ош. Вид с перевала Талдык высотой 3615 метров. Хотели бы прокатиться на такой дороге на чём-нибудь мощном, да с хорошими тормозами? Мы бы тоже хотели, но сейчас приходится спускаться на второй-третьей передаче со скоростью около 40 километров в час, натужно рыча дизелем, потому что перегреть тормоза трёхтонного микроавтобуса на таком спуске — раз плюнуть.

5. Несмотря на конец августа, лето в горах уже закончилось и началась осень, пастухи погнали скот вниз. Когда стадо идёт навстречу, то можно просто остановиться и подождать, пока толпа животных обойдёт машину вокруг. А вот когда движение попутное, то "протиснуться" вперёд бывает очень непросто. Хотя на экспедиционном мотоцикле это всяко легче, чем на вседорожном кемпере или грузовике.

6. Ош. После десяти дней в горах и полного отсутствия машин в Алайской долине привыкаем к тому, что водят здесь "красиво и дерзко". Приходится постоянно быть наготове, так как не знаешь, чего ожидать от соседей в потоке. При должной наглости тебе уступают, а ДТП в Киргизии мы практически не встречали. В общем, люди ездят "по дорогам, а не по правилам".

7. Маленькое лирическое отступление. Три года назад мы уже были здесь на Дефендере. И вот угораздило же тогда свернуть не туда, немного заблудиться и попасть на центральный рынок!

8. Дэф с жилым модулем сзади чувствовал себя "слоном в посудной лавке". Это я ещё успел сфотографировать, а дальше дорога станет в два раза уже, по ней будут ходить толпы народа, а стенки жилого модуля начнут скрести об вывески и коробки с товаром. И при этом ты чуть ли не давишь бампером людей, снующих по рынку, а назад уже пути нет… Дальше было как-то не до фотоаппарата.

Собственно, в той ситуации не было бы ничего особенного, если бы вечером мы не встали на ночёвку где-то километрах в десяти от города, и к нам не подошли бы местные мужики. Спросили, наш ли транспорт ездил сегодня днём по рынку. Ответили, что наш.

Оказалось, что за несколько дней до киргизской "революции тюльпанов" в 2010 году в городе появилась "странная техника с неместными номерами", так что про наш кемперочек уже вовсю ходят непонятные слухи. Вот такая вот история.

9. Но вернёмся к основному рассказу. Итак, что можно делать в городе, название которого переводится как "плов"? Конечно же, отправиться в кафе. Но не такое пафосное, как на этой фотографии.

10. Лучше всего подойдёт какая-нибудь городская столовая для местных, где скатерти липкие, в тягучем жарком воздухе медленно летают мухи, официанты никуда не спешат, а сидишь ты на старом топчане. Ждёшь своего заказа, а потом тебе приносят огромную тарелку ташкентского плова с компотом. И как только подносишь ко рту первую вилку, уже по запаху понимаешь — да, это ОН! Сытный и лёгкий одновременно, просто пальчики оближешь. Плов, который можно отведать только в Азии.

11. Вкусно пообедав и отдав какую-то смешную сумму, мы отправились в место, куда я уже очень давно хотел попасть. Находится оно фактически на территории аэропорта. Я уже представлял, как сфотографирую наш кемперочек на фоне белоснежных красавцев, но мечты разбились о будку охраны, возникшую непонятно откуда. Молодой парень сказал, что сюда нельзя, и "прям вообще никак", мол, не мы первые.

12. Попросил позвать старшего. Рассказал, что проехали такой долгий путь от дома, и очень расстроимся, если уедем, ничего не увидев.

Тот внимательно меня выслушал, покивал головой, а потом говорит: оставляй машину возле шлагбаума, пойдём, прогуляемся пешком. Без уговоров, без денег, просто так. "Стучите, и вам откроется".

13. На огромной бетонной площадке позади аэропорта стоят 15 самолётов Ил-76.

14. Сложно выразить словами ощущения, когда стоишь рядом с этим огромным белоснежным красавцем.

15. Официально самолёты числятся на "хранении и техобслуживании"…

16. Но летать им, судя по состоянию, уже не суждено.

17. Когда смотришь на двигатели, то возникает ощущение, что перед тобой — детище какой-то высокоразвитой цивилизации.

18. Самолёты не эксплуатируются с 2011 года.

19. Технику потихоньку разбирают.

20. В подтверждение слов про то, что лайнеры "на обслуживании", мужик показал подкатную тележку под одним из двигателей. Видимо, "обслуживание" состоит исключительно в снятии запасных частей.

21. А потом он отошёл в сторону, так как должен был вот-вот появиться "ещё более старший, который будет на вас ругаться", предоставив нам возможность погулять самим среди этой красивой техники.

22. "Подрезанные крылья".

23. А потом "старший" всё-таки нарисовался на горизонте, и нам втроём пришлось спешно уходить, благо что до шлагбаума была пара сотен метров. По пути умудрился наступить на колючку, которая прошла сквозь подошву и проткнула гору, так что уход был не очень спешным, и мужику всё равно досталось. Ещё возникла шальная мысль запустить дрона и сфотографировать кладбище самолётов с высоты, но вон тот шарик радиолокатора вдалеке как бы намекал, что мы находимся на территории действующего аэропорта, персонал которого может не оценить мои стремления к прекрасному. Так что если захотите посмотреть на них с высоты, то Гугл.Мапс вам в помощь!

24. "Крылатую" советскую мозаику на одном из домов сфотографировал случайно, но, думаю, эта картинка идеально подойдёт для завершения рассказа. Вот такой интересный день выдался у нас в южной столице Киргизии.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение!

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.